Социально-психологическая деятельность

Социально-психологическая деятельность.

-Психодиагностика.

-Индивидуальная, групповая психокоррекционная работа.

-Психологическое сопровождение процесса адаптации вновь поступивших в интернат.

-Консультирование проживающих и членов их семей (если таковые имеются).

-Беседы.

-Тренинги.

-Профилактическая работа.

-Занятия в кружках по интересам.

-Обучение навыкам самообслуживания.

-Занятия по обучению навыкам чтения и письма.

-Проведение развивающих игр.

-Беседы «Разговор по душам».

-Посещение православных храмов.

-Участие в церковных службах и обрядах.

-Посещение интерната священниками местных церковных приходов.

Главная цель процесса реабилитации:

Оптимизация реабилитационного процесса в условиях государственного стационарного казенного  учреждения социального обслуживания с помощью программы социализации, которая включает в себя диагностику, изучение причин ассоциализации и их устранение, а так же обучение нормам общения и поведения, социально приемлемым в обществе. Создание условий для становления и развития личности человека с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.

Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:

- Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры.

- Развитие творческих способностей, художественно - эстетического восприятия.

- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, к народным традициям; формирование экологической культуры.

- Формирование и развитие трудовых умений и навыков.

- Развитие профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.

Работа ведется по следующим направлениям:

- Социальная реабилитация:

Комплекс мер, направленных на привитие и восстановление социальных навыков, обеспечивающих функционирование в окружающей среде и относительно независимое существование в быту. Устранение иждивенческих установок, выработка навыков выполнения правил личной гигиены, уборки своей комнаты, стремления создать уют, ухода за одеждой и обувью, приготовления пищи. Процесс социальной реабилитации является наиболее трудным в работе воспитателей.

- Трудовая реабилитация, профессиональное образование:

Развитие трудовых навыков, формирование привычки к систематическому труду, изучение технологий в процессе специального психолого-педагогического сопровождения, оказание помощи в освоении тех навыков, которые трудны в связи с ограниченными возможностями воспитанников. Восстановление нарушенных функций (бытовой труд, легкий труд на участке, цветоводство,  декоративно-прикладные занятия). Трудовая и производственная адаптация.

- Нравственно-эстетическое воспитание:

Формирование нравственно-эстетических понятий. Воспитание положительных социально приемлемых норм поведения, искоренение отрицательных моральных стереотипов, коррекция и развитие ценностных ориентаций, моральных качеств личности.

- Культурно-досуговое направление:

Организация кружковых занятий и занятий по интересам.

Организация культурно массовых мероприятий, посещение музеев, театров.

- Спортивная работа:

Воспитание интереса и желания участвовать в подвижных и спортивных играх, заниматься физическими упражнениями.

Организация различных спортивных игр и соревнований с учетом состояния здоровья и особенностей каждого гособеспечиваемого.

В целях повышения эффективности социальной реабилитации в интернате работает комиссия по реабилитации, в состав которой входят медицинские работники, психолог, воспитатели, инструктора по труду. Комиссия определяет форму и содержание реабилитационных мероприятий. Решения комиссии заносятся в индивидуальные карты реабилитации, которые заведены на каждого проживающего интерната и в которые периодически заносятся изменения и рекомендации. ИКР заполняются ежеквартально  на каждого проживающего лечащими врачами, результативность заполнения ИКР оценивается заведующими отделениями и заместителем директора по медицинской части по итогам года.          Прогноз по реабилитации на каждого проживающего составляется комиссией в конце календарного года на следующий год.

По решению комиссии определяется состав отделения реабилитации.

Отделение реабилитации на 25 мест открыто с 1 августа 2007 года на базе общего отделения интерната по приказу директора интерната.  Формированию отделения в нашем учреждении способствовала современная направленность работы с инвалидами, а именно: основой в работе с лицами данной категории должны была стать социальная реабилитация и интеграция инвалидов в общество.

В своей работе специалисты решают поставленные задачи:

- Социализация гособеспечиваемых государственного стационарного казенного  учреждения социального обслуживания.

- Решение проблемы «адаптация в обществе».

- Создание оптимальных условий для преодоления комплекса неполноценности, повышения самооценки, значимости для окружающих. Коррекция депривации на признание, формирование общественных норм поведения и морали.

- Обучение культуре общения с помощью специальных занятий.

- Создание методической программы для воспитателей по социальной реабилитации, проведение диагностики уровня социальной запущенности, направленной на ускорение социо адаптационного процесса и определения комплекса индивидуальных коррекционно-профилактических задач.

- Оказание помощи в трудоустройстве и выборе профессии.

- Повышение вероятности становления и развития личности человека с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.

Ожидаемые результаты работы:

- Устранение социальной запущенности.

- Развитие поведенческой компетенции, социально приемлемой в обществе.

- Устранение вредных привычек.

- Снижение риска асоциального поведения.

- Рост положительных результатов социальной адаптации воспитанников, использование возможности получить профессию.

- Выработка установок на будущее проживание в иной среде.

Контингент отделения сформирован  в основном из тех, кто ранее проживал в специализированных детских домах и интернатах. Это молодые люди от 18 до 45 лет. И биологический возраст проживающих, и особенности психического развития позволяют  осуществлять работу по частичному восстановлению нарушений и формированию социально приемлемых  в обществе норм поведения. Кроме этого  отделение реабилитации позволяет решить проблему, которая на сегодня очень актуальна – переход от подросткового периода к взрослости для лиц с умственной отсталостью. Этот переход проходит тяжело,  т.к.  характерными психическими особенностями лиц с умственной отсталостью являются низкая переключаемость и тяжелая адаптация, эмоциональная привязанность к узкому кругу людей.

Программа переходного периода  к «взрослости» для лиц с умственной отсталостью включает в себя три основных компонента, а именно:

-социализацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, обучение общению, межличностное взаимодействие, организацию досуга),
-профессиональную подготовку (работу в мастерских, на территории, сельскохозяйственные работы, работу в сфере обслуживания и работу вне территории интерната),

- обеспечение равных возможностей проживания (развитие самооценки и самопонимания, проявления себя вне привычных условий интерната), умение независимого от других лиц (но под контролем персонала) функционирования.

Основными принципами реабилитационной работы отделения являются следующие:

-оптимальная моторная плотность реабилитационных мероприятий,
-непрерывность и поэтапность их проведения,
-системность и комплексность,

-наглядности и личный пример педагога-воспитателя.

Мероприятия социальной реабилитации направлены на то, чтобы помочь проживающим их интеграции в общество на доступном и индивидуальном для каждого уровне.

В штатном расписании интерната имеются ставок 7 ставок воспитателей, 1 ставка психолога, 1 ставка культорганизатора, 2 ставки инструктора по физкультуре, 3 ставки инструктора по трудотерапии.

Специалисты интерната принимают активное участие в мероприятиях по обучению и обмену опытом работы на базе учреждений СПБ и Ленинградской области.

В 2013 году психолог Трусова И. В. и воспитатель Ефимова Н. А. прошли обучение в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Технологии спасения» по программе «Актуальные вопросы реабилитации в стационарных учреждениях социального обслуживания». Итогом обучения стал совместный  проект «Медико-социальная реабилитация инвалидов в Волховском ПНИ», который  используется в работе по реабилитации.

Цели разработки данного проекта:

–улучшение качества жизни, проживания, эмоционального благополучия проживающих;

–улучшение социального обслуживания;

–медико-социальная реабилитация, а также сохранение, поддержание, восстановление функционирования проживающих.

Основные задачи проекта:

–Изучить опыт работы и исследования, проводимые в других психо-неврологических учреждениях.

–Разработать специальные методики медико-социальной реабилитации больных (тренинги социальных навыков, общения, независимого проживания, обучение умению справляться с остаточными симптомами психоза).

–Обучить персонал для эффективной работы по медико-социальной реабилитации проживающих.

Воспитатели и специалисты проводят работу по обмену опытом внутри интерната:

-Психолог Трусова И.В. проводит открытые занятия по изучению индивидуальных особенностей проживающих для оптимального распределения обязанностей сотрудников интерната.

-Воспитатели дают мастер классы по рукотворчеству и различным видам деятельности, открытые занятия.

-Культорганизатор Усачева Л.А. и воспитатель Вицинская И.В. делятся опытом работы по проведению культурно-массовых мероприятий (праздничные концерты, литературно-музыкальные композиции) совместно с другими организациями г. Волхова и Волховского района.

В деятельности учреждения, в части касающейся социальной реабилитации, принимают участие волонтеры, которые сотрудничают с нашим учреждением  на безвозмездной основе:

Социально-реабилитационный центр «Радуга» г. Волхова,

Детский Дом творчества г. Новая Ладога,

Дом творчества юных г. Волхова,

Хор ветеранов Дома культуры железнодорожников г. Волхова,

Художественные школы г. Волхова и г. Новая Ладога,

Дом культуры МО «Кисельнинское сельское поселение».